По данным Росстата, максимальный процент работающих не по профессии отмечается среди прошедших обучение по направлениям «социальные науки» (54%) и «сельское и рыбное хозяйство» (43,5%). Наиболее успешны в трудоустройстве по полученной специальности выпускники направления «здравоохранение» (96%). Такие данные привел на коллегии Счетной палаты аудитор Михаил Мень, подводя итоги анализа расходования средств федерального бюджета на реализацию вузами образовательных программ.
Он указал на системные проблемы в этой сфере, которые могут привести к снижению качества российского высшего образования. Так, основная часть госфинансирования направляется вузам на текущие расходы, притом что затраты на модернизацию материально-технической базы и развитие университетов ежегодно сокращаются.
Действующим порядком финансирования предусмотрено использование так называемых коэффициентов выравнивания, применяемых для выполнения объема госзадания, но единый подход к их применению отсутствует. «Это влечет за собой «перекосы» финансирования и коррупционные риски при распределении средств», – заявил Михаил Мень. По его словам, аналогичная ситуация сложилась и с допустимыми отклонениями показателей качества и объема услуги (работы) государственного задания. Методики применения здесь также нет. В результате учредителями устанавливаются значения отклонения от 5 до 90%. То есть при выполнении учреждением госзадания всего на 10%, оно может признаваться выполненным. По мнению аудитора, при уровне отклонения выше 15% создаются риски завышения затрат.
При формировании госзадания отдельные ведомства устанавливают показатели, характеризующие качество услуг, но при этом не определяют их значения. Это не позволяет провести оценку качества выполнения госзадания и, по сути, является формальным, отметил Михаил Мень. (В сообщении Счетной палаты не называются «особо отличившиеся» ведомства, указано лишь, что в рамках экспертно-аналитического мероприятия было проанализировано использование средств в 17 федеральных органах исполнительной власти, Верховном суде РФ и подведомственных им 209 образовательных организациях).
По словам Михаила Меня, оценка эффективности использования субсидии на выполнение госзадания показала, что проводимые вузами научные работы и исследования на практике востребованы мало. Согласно данным системы научных исследований, права на результаты интеллектуальной деятельности имеют лишь 20% проверенных вузов, а доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности в 2016 г. – 6,4%.
Кроме того, проверка показала в ряде учреждений невыполнение майского указа Президента РФ 2012 г. в части повышения заработной платы преподавателей и научных сотрудников. Наибольшее количество вузов, где не достигнуты показатели, отмечено у Минкультуры России.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин призвал определять уровень финансирования вуза, ориентируясь в том числе на результат при выпуске специалистов.