Тревожное расстройство у ребенка: что это и как себя вести? Отвечает эксперт

Дети

Главное, не волнуйтесь! Эксперты Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой рассказывают, как заподозрить тревожность у ребенка и что делать, чтобы ему помочь.

Текст: детский врач-психиатр Елена Гордеева

Часто бывает, что спокойный и доброжелательный ребенок в ситуациях общения с незнакомыми людьми — визита к врачу, выступления на утренниках — становится замкнутым, угрюмым и молчаливым. Но что, если такие изменения начинают проявляться ежедневно и в самой обычной жизни? Например, поездка к бабушке оборачивается бесконечными плачем и вопросами: «Мы не попадем в аварию? Бабушка выздоровеет? С тобой ничего не случится?» Или становится невозможным подняться домой на лифте или просто уйти из дома на работу? Что же происходит с ребенком?

Возможно, что повышенное беспокойство — тревожность за сохранение привычного и стабильного уклада жизни.

Если ребенок — дошкольник

Как может проявлять себя тревожная личность у детей дошкольного возраста? Если на детской площадке малыш всегда стоит за вашей спиной или просит сопровождать его везде. Если на приглашение в игру других детей остается в стороне. Никогда не подходит первым к детям, не заговаривает.

Высказывает опасения перед обычными действиями. Скатиться с горки? Высоко или испачкаюсь. Катание на чем-либо? У меня не получится, упаду, будет больно, будут смеяться. Дома дошкольник старается играть в поле видимости мамы, или периодически прибегать и «проверять ее наличие на кухне».

Уход мамы из дома даже на короткое время может сопровождаться длительными плачем, когда ребенка в буквальном смысле «отрывают» от родителя.

Часто такие дети привыкают к одной одежде, с трудом меряют что-то новое. Также ведут себя с питанием, привыкнув к одному рациону, редко соглашаются попробовать новое блюдо. Соблюдают принятый дома распорядок, не терпят изменений в чем-либо. С трудом адаптируются к изменениям в планах. Часто родители отмечают некий «ритуализм» в последовательности действий, расположении вещей, который дети требуют к исполнению от всех домочадцев. Долго фиксируются на неприятных или дискомфортных для них вещах.

Про однократную нейтральную просьбу воспитателя приходить пораньше (сказанную маме), ребенок будет помнить несколько недель, напоминая вечером родителям: «вдруг мы опоздаем?», может просыпаться намного раньше подъема, торопить все утро маму. Мельком увиденный по ТВ отрывок агрессивного характера, изображения страшных существ, резкие звуки, которые не произведут впечатление на других детей, у тревожного ребенка отложатся в памяти надолго. Будут казаться в темноте, вызывать кошмары и плач во сне.

Младшие школьники

С возрастом опасения могут перерастать в страхи, как конкретные, так и беспричинные. Ребенок может чувствовать опасность повсюду. Будет говорить родителям, что не хочет гулять, ехать в гости, смотреть фильмы, ложиться спать. Просит оставить свет в комнате, прибегает среди ночи к родителям. Внешне ребенок может быть рассеянным, несобранным, напряженным. Ребенок сравнивает себя с окружающими детьми, находит у себя массу «недостатков», усиливается неуверенность в себе, может появиться замкнутость, нежелание находиться в коллективе. Родители обращают внимание, что не смотря на доброжелательную и комфортную обстановку в классе, ребенок с нежеланием идет в школу, может отказываться от любимых кружков или секций.

Физические проявления

Тревожность может проявляться и в виде лицевых тиков — повторяющиеся непроизвольные движения мышц лица (например, учащенные моргания, движения носом, ртом), сюда же относятся вокализмы — тики со звуками («покашливания», «шмыгания» носом, «прочищение горла», «похрюкивания»). Могут возникать запинки в речи, заикание.

Часто заметны «плохие привычки» в виде обгрызания ногтей, накручивания волос на пальцы, сосания элементов одежды. В некоторых случаях — дневной или ночной энурез.

На фоне постоянного напряжения включаются механизмы вегетативного реагирования: появляются различные болевые ощущения, тошнота, рвота, расстройство кишечника, головные боли, колебания артериального давления. По результатам медицинских обследований, как правило, причин для появления таких симптомов не находят.

Подростки

В пре- и, собственно, пубертатном возрасте на фоне взросления, серьезного психологического и гормонального кризиса, переживания детей усиливаются в разы. Глубина эмоционального кризиса может повлиять на сферу настроения и повлечь возникновение депрессии. Бывает сложно увидеть депрессию от обычных подростковых реакций, но всегда требуют особого внимания:

  • замкнутость,
  • подавленность,
  • появление несвойственных ранее привычек,
  • изменение режима дня-ночи,
  • избегание общения со своим кругом,
  • отказы посещения школы под разными предлогами.

Также характерны проявления по типу панических атак с внезапным сильнейшим чувством страха, доходящего до паники, подъемом артериального давления, учащенным сердцебиением, потемнением в глазах, спазмом в гортани, затруднением дыхания.

Что интересно, дети с тревожным радикалом в характере часто социально успешны, ведь они ответственны, аккуратны, трудолюбивы, заботливы. Это старательные дети, которые при поддержке добиваются больших успехов.

Мальчик и его динозавр

Что делать, если вы подозреваете тревожное расстройство у своего ребенка?

Обратитесь к детскому психологу. Как правило, прогноз для людей с тревожным расстройством благоприятный. При своевременно оказанной поддержке, эти дети не испытывают никакого психологического дискомфорта и хорошо адаптируются к меняющимся реалиям жизни.

Как оказать поддержку тревожному ребенку? Объясняет медицинский психолог Ольга Евстешина:

Чтобы поддержать тревожного ребенка, постарайтесь организовать вокруг стабильную и предсказуемую среду. Предупреждайте заранее о новостях или сюрпризах. Предоставляйте достаточно времени, чтобы подготовиться к какому-то делу, не торопите. Согласуйте свои действия с другими членами семьи и близкими людьми.

Чего не нужно говорить ребенку?

Если вы привыкли говорить своему сыну или дочери: «Не волнуйся! Не бойся! Все будет хорошо», то ваш ребенок, скорее всего, не перестанет волноваться и подумает, что на свете, да и конкретно сейчас, есть очень много поводов для волнений и никто не может обещать, что не случится ничего неожиданного.

Если же вы говорите эти слова еще до того, как ребенок проявляет признаки беспокойства, то, будьте уверены, его тревога усилится, так как, возможно, он и не думал об опасности прямо сейчас.

Какие фразы могут помочь?

  • Я рядом с тобой. Сейчас ты в безопасности.
  • Расскажи мне, о чем ты сейчас думаешь.
  • Как сильно ты волнуешься? (можно показать на линейке или использовать любое измерение)
  • Как ты думаешь, что случится дальше? (при этом постарайтесь рассказать о разных вариантах того, что произойдет потом)
  • Я тоже иногда боюсь и нервничаю… и для меня это тоже непросто (так Вы разделяете с ребенком его переживание)
  • Как я могу тебе помочь? Подскажи мне…

Что можно сделать в тревожащей ситуации?

  • Посидите рядом и подержите его за руку.
  • Вспомните как было хорошо, когда он: ездил на море, был у бабушки в деревне, гостил у родственников и т. д.; при этом можно предложить закрыть глаза и представить свое воспоминание, таким образом вы погрузите его в ресурсное эмоциональное состояние и поможете переключиться на другие мысли.
  • Предложите подождать, прежде чем он соберется проверить что-то, о чем тревожится, например, посчитать до 10 или дождаться звонка таймера, если он хочет проверить, на месте ли тетрадь или телефон или выполнить какое-то действие, которое становится привычным, но необоснованным;
  • Задайте внешние ориентиры для ожидания в виде песочных часов, календаря, событий (когда стемнеет, когда папа вернется с работы и т. п.);
  • Сделаете «ящик беспокойства», куда можно складывать записки или рисунки с «беспокойствами», так Вы покажете, что это мы управляем ими, а не они нами, можно их спрятать или даже разорвать;
  • Сделаете «ящик полезных советов», куда можно складывать записки или рисунки с успешным опытом преодоления тревоги, в нужный момент доставая эти ресурсы из «ящика» или пересматривая их;
  • Придумаете название для его переживаний, оно может быть очень личным, только вашим, в качестве примера оно может звучать как «тревожный монстрик» и т. п., в любом случае это Ваш с ребенком общий язык, называя так его переживания, Вы отделяете проблему от самого ребенка и можете говорить о ней как о внешнем преодолимом обстоятельстве.

Помните, что техник, как помочь тревожному ребенку — масса! Главное, действовать!

Источник

Оцените статью
Новости медицины
<